Пресс-центр
Смотреть видео
о Компании
Совершенствование дорожной деятельности в зоне вечной мерзлоты
Совершенствование дорожной деятельности в зоне вечной мерзлоты обсудили на научно-практической конференции Росавтодора в Благовещенске.
Многие, кто едет до Хабаровска отмечают, что дорога – хорошая, но встречаются так называемые «амурские волны», меткое народное определение. Дело в том, что Р-297 «Амур» Чита-Хабаровск проходит в зоне многолетней мерзлоты, климат меняется (идет общее потепление) и как следствие происходит оттаивание криолитозоны.
Сегодня дорожники применяют различные технологии по сохранению вечномерзлых грунтов. Например, укрепляют нагорные канавы бетоном и геомембраной, откосы – георешеткой.
АО «Труд», к примеру, ликвидируют просадки в рамках работ по содержанию дороги с км 502 по 520 км.
Один из самых сложных участков, где идет интенсивная деградация вечной мерзлоты - это км 288 - км 323. Еще в 2022 году здесь установили пост мониторинга, чтобы в реальном времени получать информацию по метеорологическим и мерзлотным условиям. Как подтверждают специалисты, это позволяет быстрее реагировать на изменения земполотна и устранять нежелательные последствия.
Системный структурированный подход к изучению проблемы, - именно так можно определить итоги научно-практической конференции Федерального дорожного агентства «Осуществление дорожной деятельности и совершенствование системы мониторинга автомобильных дорог в зоне вечной мерзло.
Тема для России актуальная, по словам руководителя Росавтодора Романа Новикова, 65 % территории Российской Федерации находится в зоне вечной мерзлоты. 15 % федеральных автомобильных дорог проходит по криолитозоне и, если суммировать все категории дорог, получается порядка 900 000 км!
Минтранс системно с научно-практической точки зрения с 2022 года проводит работы по изучению влияния производственных процессов на вечную мерзлоту. Тогда же было принято решение о создании системы мониторинга состояния автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты.
Кроме того, как отметил в своем выступлении, первый заместитель Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям ГД РФ Сергей Тен, в прошлом году Президентом подписан ФЗ от 10.07.2023 N 297-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он установил, что государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а постановлением Правительством № 854 от 25 июня 2024 г утвержден порядок его осуществления. И уже есть промежуточные итоги. Сбор данных идет с семи мониторинговых постов. Сегодня можно сделать первые предварительные выводы: вечная мерзлота находится в жидком состоянии, поэтому в отдельных случаях нужно предусматривать технические решения по стабилизации земляного полотна с устройством свайного основания.
На практике применяется и метод ландшафтно-геокриологического районирования условий прохождения автодорог. Благодаря полученным данным со спутников Земли уже выполнено ранжирование участков трассы Р-297 «Амур» по степени геокриологических опасностей.
Как прозвучало на конференции, мы подходим к пониманию разработки нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации участков дорог в зоне вечной мерзлоты.