Подписка   RSS
По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться в Департамент по связям с общественностью и СМИ:
Директор департамента по связям с общественностью и СМИ — Добродеева Оксана Ивановна;
Тел.: +7 (3952) 56-39-11
Эл. почта: press@zaotrud.ru

Пресс-релиз

Заседание Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения под председательством Президента России Владимира Путина

27 июня 2019 года

26 июня 2019 года

Краткое изложение. Проблемы, варианты решений.

Выступили: Алексей Цыденов, глава республики Бурятия руководитель рабочей группы, Роман Старовойт, и.о. главы Курской области, Евгений Дитрих, Министр транспорта РФ, Александр Дрозденко, губернатор Ленинградская область, Владимир Колокольцев, Министр внутренних дел, Владимир Жириновский, депутат ГД РФ, руководитель фракции ЛДПР, Сергей Неверов, Заместитель Председателя Государственной Думы – руководитель фракции «Единая Россия» Дмитрий Медведев, Председатель Правительства РФ.

Владимир Путин

Для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве каждому региону в ближайшее время необходимо разработать и принять соответствующую программу, и не декларативную, а реалистичную, рассчитанную на период не менее чем до 2024 года. Это даст возможность дорожным строителям планировать работу «вдолгую», загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать строительные материалы, вкладываться в специалистов и новые технологии.

В программах создания новых дорог надо предусмотреть реализацию проектов на основе государственно-частного партнёрства, поддержать внедрение контрактов жизненного цикла, мы об этом неоднократно уже говорили. Они должны получить самое широкое распространение, заключаться на более длительную перспективу, с исполнением работ по проектированию, строительству, содержанию и ремонту дорог. Очевидно, что это потребует изменений законодательной и нормативной базы, а также новых управленческих решений.

Ещё одна важная тема – приведение в нормативное состояние региональных и муниципальных мостов. Этот вопрос мы рассматривали недавно на совещании в Астрахани и договорились, что к сегодняшнему Госсовету будут представлены конкретные предложения. Хотелось бы сегодня услышать, что предлагается.

Хотел бы также обратить ваше внимание, что сейчас дорожники часто не имеют возможности получить аванс на исполнение контрактных обязательств «живыми деньгами» – их заменяют казначейскими аккредитивами, что крайне осложняет своевременную поставку оборудования, конструкций, материалов.

Отмечу также, что административные барьеры по-прежнему остаются препятствием для внедрения инновационных решений, современных материалов и конструкций, для объективного выбора наиболее эффективного подрядчика в ходе конкурсов. При этом много, очень много контролёров, много суеты, бумажной волокиты, претензий надзорных органов, которые, кстати, нередко противоречат друг другу, а объекты или не сдаются в срок, либо их качество остаётся сомнительным.

Остаётся проблемой порядок определения цен, что напрямую влияет на достоверность стоимости дорожных работ. Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удаётся, выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства.

Безопасность дорожного движения во многом зависит от качества и обустроенности дорог, в том числе – от их освещённости. С этим у нас, прямо скажем, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах – кромешная темень. И дело не только в неразвитой инфраструктуре. Дело, надо об этом прямо сказать, в объективном дефиците средств: ночной тариф на электроэнергию достаточно дорогой. Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям. Согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог. И конечно, нужно определиться с темпом, с пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать.

Теперь несколько слов о камерах видеослежения. Цель их установки, уважаемые коллеги, – хочу, чтобы и здесь, в этом зале, я был услышан, и за периметром Кремля, чтобы те, кто этим занимается, знали и услышали, – цель их установки – снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей.

Предложения, прозвучавшие на Госсовете

Битум

В части ресурсного обеспечения. Совместно с регионами проведён анализ потребностей в материальных ресурсах, и в первую очередь песок, щебень и битум. Риск обеспеченности вызывает только битум, причём как по количеству, так и по цене. Общая годовая потребность в дорожном битуме к 2024 году составляет порядка девяти миллионов тонн. Производственные мощности российских нефтеперерабатывающих заводов – 11,7 миллиона тонн в год, и теоретически потребность в битуме обеспечивают, но при условии равномерного круглогодичного производства. И эти производственные мощности касаются всех марок битума: дорожного, кровельного и строительного.

Соответственно, для исключения дефицита битума необходимо создание условий для его круглогодичного производства, хранения и распределения. Сезонное колебание цены на битум может составлять до 60 процентов, при этом официальный мониторинг цены ведётся по отпускным ценам завода-производителя. Но это совсем не то же, что итоговые покупные цены у подрядчика дорожных работ, поскольку существующая система торгов не исключает посредников между заводом и дорожным подрядчиком.

Предлагается предусмотреть возможность прямого авансирования подрядчиков без блокирования средств в Казначействе в пределах банковской гарантии, выдаваемой банками, уполномоченными ЦБ.

В этой связи необходимо в кратчайшие сроки обеспечить выпуск обновлённой федеральной сметно-нормативной базы с учётом внедрения новых технологий, создания региональных центров мониторинга цен, обеспечить наполнение федеральной госинформационной системы ценообразования и поэтапную публикацию имеющихся в ней данных по стоимости строительных ресурсов.

Необходимо утвердить правила конъюнктурного анализа для строительных ресурсов, отсутствующих в государственной системе, обеспечить ежеквартальное утверждение индексов пересчёта с учётом данных центров мониторинга по видам затрат для автомобильных дорог и искусственных сооружений. Параллельно вести работу по актуализации и обновлению существующих сметных нормативов.

Необходимо установить возможность включения работ и затрат, на которые отсутствуют сметные нормативы, в сводный сметный расчёт с обоснованием стоимости по аналогии с методами, предусмотренными в законе № 44, в том числе методом анализа рынка и тарифного метода.

Для дорожников цена битума и его качество имеют, действительно, огромное значение. Важно увязать производственные программы производителей битума, объёмы потребления и отгрузки, убрать посредников, построить битумные хранилища.

Содержание. КЖЦ

Предлагается нормативно предусмотреть для строящихся и реконструируемых дорог возможность заключения контрактов жизненного цикла на проектирование, строительство, ремонт и содержание, а для существующих дорог – на содержание и ремонт. Учитывая, что контракты жизненного цикла имеют долгосрочный период, предлагается финансовое обеспечение исполнения контракта жизненного цикла и других долгосрочных дорожных контрактов устанавливать дифференцированно в зависимости от этапа исполнения контракта, в том числе на срок такого этапа. То есть не требовать с подрядчика единовременно представить финансовое обеспечение на всю сумму долгосрочного контракта, а разбивать это обеспечение или по годам, или по этапам работ. Также поэтапно предусмотреть и выплату авансов.

При этом по долгосрочным контрактам, которые не могут быть разбиты на этапы (в первую очередь это крупные стройки и для которых обеспечение требуется на весь период), предлагается совместно с Банком России создать механизм, позволяющий подрядчикам получать долгосрочные банковские гарантии. Сейчас это достаточно сложно.

Большинством субъектов программы работ утверждены на шестилетний срок, но контракты по старинке заключаются только на год. Из всех объектов только 400 законтрактованы на срок более трёх лет.

Просил бы регионы активнее и смелее пользоваться преимуществом шестилетних программ работ и заключать под них шестилетние как минимум контракты.

Процедура торгов. Рейтинги

Важным вопросом является процедура торгов. По итогам ранее данных Вами поручений, в том числе [по итогам] госсоветов в Ялте и Казани, уже внесены изменения в ФЗ № 44, существенно оптимизирующие и улучшающие процедуру торгов. Мы предлагаем дополнительно проработать вопрос порога антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог.

На сегодня порог антидемпинга – 25 процентов, но анализ качества дорог при таком падении [цены] вынуждает пересмотреть его в сторону ужесточения. Предлагается проработать возможность при снижении цены более чем на 10 процентов уже требовать от заказчика дополнительного обоснования или финансового обеспечения.

Во-вторых, нужно чётче прописывать «лестницу» компетенций. Сегодня есть постановление Правительства, которое определяет аналогичные объекты, которые можно выполнять подрядчикам. Его нужно детализировать. На сложные объекты сразу допускать нельзя, пусть накопят опыт на более простых. Система аналогов должна быть детализирована.

Во-первых, нужен учёт опыта работы организации в течение всей её жизни – и позитив, и негатив, – чтобы осуществлять отбор организаций именно на основе всех этих параметров. Учитывать и работу по генеральным подрядным работам, которые сегодня уже в реестре госзакупок учитываются, и по субподрядным работам. Организация должна иметь возможности расти, для того чтобы выходить на генподряд уже с положительным опытом.

Переустройство инженерных коммуникаций

Предлагается законодательно урегулировать порядок и сроки выдачи техусловий на переустройство инженерных коммуникаций, период их действия, порядок фактического производства работ по переустройству, в том числе возможность заключения компенсационных договоров в имущественной, безденежной форме, а также освободить собственника таких коммуникаций от налога на прибыль на переносимые коммуникации.

Предусмотреть возможность разработки документации по планировке территорий для линейных объектов одновременно с разработкой проектной документации.

Разрабатывать документацию по планировке территорий по всем объектам одновременно, установить возможность осуществлять перенос коммуникаций по единому проекту планировки территорий, предусмотреть возможность проектирования и строительства площадных объектов в составе линейных на основании утверждённой документации линейных объектов без получения градостроительного плана, упростить порядок уточнения зон с особыми условиями использования объектов при проектировании и строительстве.

Предусмотреть установление дифференцированного состава и содержания проектов планировки линейных объектов, сократив их до границ зон линейных объектов, а также установить перечень случаев, когда обоснования проекта планировки не требуется.

Предусмотреть исключение карты границ зоны с особыми условиями из утверждаемой части, сделав её приложением к Правилам землепользования и застройки.

Предусмотреть приостановку действия новых требований к порядку установления зон с особыми условиями до 2024 года включительно, то есть до окончания реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Экспертиза

Необходимо предусмотреть обязанность прохождения госэкспертизы проектной документации на федеральном уровне только для технически сложных, опасных и уникальных объектов, для остальных случаев – по выбору застройщика

Необходимые механизмы изменения проектной документации при строительстве без прохождения повторной экспертизы - Законопроект прошёл уже три чтения в Государственной Думе и сегодня находится в Совете Федерации.

Дополнительно необходимо установить возможность внесения изменений заказчиком в проектную документацию линейного объекта без повторного прохождения экспертизы, если эти изменения не влекут за собой изменения класса, категории или первоначально установленных показателей функционирования. То же касается и повторного прохождения экологической экспертизы.

В целях исключения противоречий необходимо исключить требования о разработке проектов организации дорожного движения в составе проектной документации из Федерального закона № 443. Также необходимо предусмотреть проведение экспертизы проекта в сфере дорожной деятельности с учётом Реестра новых и наилучших технологий и материалов, Реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Мосты

На сегодня на региональных и местных дорогах выявлено 3505 мостов и искусственных сооружений, находящихся в аварийном или предаварийном состоянии, стоимость приведения их в нормативное состояние предварительно оценивается в размере 292 миллиардов рублей.

По итогам рассмотрения предлагаются согласованные предложения об утверждении отдельной программы по ремонту аварийных и предаварийных мостов и искусственных сооружений на региональных и местных дорогах. Само наличие программы уже позволит регионам приступить к разработке предварительной проектно-сметной документации и планировать работу в долгосрочном периоде. Это очень актуальная тема и, безусловно, поддержана всеми субъектами.

Плюс так получилось, что и в этом году у нас весенние корректировки: дополнительно 30 миллиардов рублей получил Дорожный фонд, и решением Правительства, это уже есть в бюджете, эти 30 миллиардов направлены на иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации, для того чтобы профинансировать опережающим образом субъектовые объекты.

Поэтому в этом смысле все полномочия в рамках национальных проектов у руководителей, у кураторов национальных проектов есть. Под это приняты изменения в бюджетное законодательство (спасибо большое парламенту), и буквально с летних месяцев все изменения можно вносить бюджетной росписью, не изменяя закон о федеральном бюджете, по решению президиума Совета на основе решений проектных комитетов. Поэтому условия созданы, мы будем работать в оперативном режиме.

Кураторы национальных проектов имеют право на перераспределение денежных средств. И в этом смысле они должны этим и заниматься.

Муниципальные дороги

Также один из острых вопросов – вопрос о реализации дорог пятой технической категории, или дорог местных.

Мы предлагаем изменения, в соответствии с которыми существенно сократятся сроки реализации таких проектов. Для упрощения процедуры и увеличения объёмов строительства таких дорог необходимо внесение изменений в Градкодекс в части исключения требований по получению разрешения на строительство и прохождению государственной экспертизы на проезды и улицы в жилой застройке и дороги пятой технической категории. Кроме того, необходимо установить дифференцированные требования стандартов для строительства в стеснённых условиях и сложных инженерно-геологических условиях.

В этой связи право заказчика самостоятельно осуществлять строительный контроль с формированием соответствующей службы заказчика и финансированием из сметы строительства объекта, обеспечат гарантию качественной реализации проекта без увеличения его стоимости.

Предложил бы освободить региональные дороги от налогообложения, как сейчас освобождены федеральные дороги, и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Контроль

Сейчас, помимо стройконтроля заказчика, контролирующего приёмку, действует ещё и технический надзор Ростехнадзора, который, по сути, дублирует стройконтроль. Предлагаем для дорог его отменить, оставить только для действительно особо опасных и технически сложных объектов, как это и предусмотрено в законе. У дорожников это уникальные, технически сложные искусственные сооружения протяжённостью более 100 метров. Там Ростехнадзор, действительно, должен вместе с заказчиком внимательно следить за технологией работы и безопасностью. Просим Вашего поручения по этому поводу.

Транспорт

Для обеспечения борьбы с нелегальными перевозчиками была разработана и протестирована Единая федеральная система мониторинга и контроля межрегиональных автобусов. Система подтвердила свою эффективность. Прошу дать поручение Правительству Российской Федерации обеспечить её внедрение.

Предлагаем принять законопроект, направленный на регулировку деятельности IT-компаний – агрегаторов заказов на услуги легкового такси.

Наше предложение – наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по административным правонарушениям в части обеспечения дорожного сервиса и соблюдения норм и правил эксплуатации дорог регионального и местного значения, в том числе в части весогабаритного контроля.